Главная » Статьи » Мои статьи


Обслуживание автомобиля

Обслуживание автомобиля


Обслуживание автомобиля
требует не меньшей концентрации, чем управление им.

Маститый российский хирург, мой старинный приятель, не раз повторял, что успех операции во многом зави­сит от уверенности, которая зиж­дется не только на твёрдости руки, но и на глубоком знании дела. А вот самоуверенность - путь к беде.

ПЫТКА ТОКОМ

Оказывается, инструкции надо не про­сто читать - полезно над ними думать, ведь авторы могут ошибаться (к сча­стью, гораздо чаще дают дельные советы). Вот характерный пример.

Ещё наши прадеды, дабы проверить генератор, при работающем двигателе снимали клемму с батареи. Если дви­гатель не смолкал, генератор считали относительно исправным. Но этот приём приводил к скачкам

ремонт генератора
напряжения и тока, грозя повредить всё электро­оборудование. Официально подобные проверки запрещались, в некоторых инструкциях запрет даже выделяли жирным шрифтом! Но, как ни странно, опыты с электрооборудованием мно­гим сходили с рук, оттого смелых «испытателей» хватало.

Увы, и в наши дни отчаянных ребят немало. Вот только современ­ная электроника неизмеримо нежнее примитивной электротехники про­шлого века. Вот недавно у гражданина отказал генератор. Приятель-умелец его починил, но, поставив на машину, предложил проверить дедовским способом. Раз за разом снимая и наде­вая клемму, друзья аплодировали: здорово работает! Наконец, эта суета мотору надоела - он заглох и больше не завелся. Когда бедолага обратился к нам, мы констатировали обычную для электроники ситуацию: из-за скачков напряжения «поджарился» контроллер ЭСУД. Тут уж владельцу пришлось всерьез раскошелиться. Дороговато обошлось развлечение!
  • Проверять генератор, как полвека назад, нынче нельзя! Один из фрагментов «поджарившегося» контроллера ЭСУД.

МАТЕРИЯ ПЕРВИЧНА

Даже опытному механику я пожелал бы в работе не распыляться, не отвлекаться на другие, хотя бы и глобальной важно­сти, проблемы. Самостоятельно ремон­тируя автомобиль, чего только не упу­скали народные умельцы! Например, утомленные сборкой отремонтирован­ного двигателя, в спешке его пускали, забыв выставить фазы газораспреде­ления. Для большинства современных конструкций с компактными камерами сгорания такие шутки недопустимы: поршни бьют по открытым клапанам.

Забывали и многое другое... Вот недавний случай.

Студент пятого курса одного из столичных вузов решил само­стоятельно (впервые в жизни) отрегули­ровать клапанные зазоры в «Лансере» - благо, по словам гаражных знатоков, этот мотор немногим сложнее детской игрушки. Вооружившись руководством по ремонту, парень с азартом присту­пил к делу. Зазоры выставил точно. Затем очистил и вымыл дроссельный патрубок. Когда же довольный собой «мастер» включил стартер, раздался несусветный грохот!

Повторить попытку студент не решился. Переведя дух, дрожащими руками снял клапанную крышку. На первый взгляд, всё в порядке, но зазор одного из впускных клапанов, вдруг выросший раз в десять, сильно смутил. Студент сдался обстоятель­ствам - и отбуксировал «Лансер» к нам в автосервис.

Причину визита объяснил просто. Накануне, мол, мотор работал отлично, но при последней попытке пуска засту­чал. О том, что предшествовало включе­нию стартера, хитрец умолчал. Расскажи он всё и сразу, потерял бы меньше времени и денег. А то ведь пришлось проверять с нуля. Начали, естественно, с компрессии в цилиндрах - и она нас огорошила. Показатели жалкие: от 2 до 7 кгс/см2. Уж не погнуты ли клапаны?

ремонт двигателя
Проверили привод ГРМ, но ни малейшего криминала не нашли. Ремень отличный, достаточно натянут, да и с метками всё в порядке. Чтобы до конца разобраться, предложили хозя­ину снять головку блока. Он согласился, но как-то неохотно...

Когда слесарь положил головку на стол, мы, выражаясь культурно, обомлели. В камеру сгорания первого цилиндра, зажатая впускным клапаном, неопрятно высунулась тряпка. Каким ветром ее принесло? Явно не через фильтр!

Снимаем впускной коллектор - из канала головки торчит хвост той же тряпки. Гляжу на хозяина, а он лопочет: извините, мол, забыл сказать, что перед пуском чистил дроссельный патрубок этой вот тряпкой. Студент, конечно, темнит, но я ему даже сочувствую: это же надо так вляпаться! Ведь в кана­лах, по которым поступает воздух в дви­гатель, ничего забывать нельзя!

  • Головка блока снята. Полюбуйтесь тряпкой, забытой в дроссельном патрубке!

ФИГА В КНИГЕ


Но продолжим. Никаких признаков зависания клапанов нет. Рабочие фаски, как и сёдла в головке, усеяны оспинами износа, но для трудяги-двигателя это норма и к внезапному обвалу ком­прессии привести не может. Сёдла для порядка обработали абразивной шарош­кой, а рабочие кромки клапанов отшли­фовали на станке. Ну а погнутый (спа­сибо тряпке) впускной клапан заменили.

Круг неясностей сужается: оста­лось проверить клапанные зазоры. В повестке прежний вопрос: что могло с ними случиться, если только что мотор работал нормально?!

регулировка клапановВесьма кстати в бардачке нашлось руководство по ремонту «Лансера». Начали проверять зазоры, как в нем описано, и тут же оказались в тупике. Вообразите, что по инструкции вы ставите коленвал в такое положение, при котором какой-то клапан открыт. Значит, в этот момент зазор отсутствует, а заумная книжка предлагает его регу­лировать!

Бред. Поняв, что в книге неверно указан порядок регулировки клапанов, мы предпочли логику любого тол­кового механика. Подвели поршень первого цилиндра к ВМТ такта сжа­тия, когда все клапаны должны быть закрыты, и выставили правильные зазоры. Затем повторили эту процедуру в остальных цилиндрах. И тут студент выдавил из себя новое признание: вчера он регулировал зазоры именно по этой книжке.


Всё стало на свои места - якобы утерянная компрессия восстановилась, стуки при включении стартера исчезли. Ценой определенных потерь для хозя­ина, конечно.  
  • Рабочая фаска одного из клапанов нуждается в обработ­ке. Но стержень чист, смолистых отложений на нем нет.


За рулем 02.2014



Категория: Мои статьи | Добавил: Редактор (10.02.2014)
Просмотров: 1305 | Теги: автосервис, обслуживание автомобиля | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Имя *:
Email *:
Код *: