Главная » Статьи » Мои статьи


Люфт или зазор?
TEXT.RU - 100.00%
Между взаимно подвижными деталями необходимо оставлять гарантированный зазор. Но выполнить это условие не так просто.

Обязательное требование ко всем трущимся парам: ни при каких обстоятельствах зазор не должен исчезнуть. Недоглядишь за темпе­ратурой, вскипятишь систему - и привет! Прозеваешь поломку масляного насоса, «взрыв» фильтра или утечку масла через какую-нибудь иную прореху - итог тот же. Это вам не капризы систем пита­ния или зажигания, когда заглохший двигатель имеет шанс сохраниться. Но как обеспечить нужные при работе зазоры деталей? Задача непростая.

Температуры работающих деталей неодинаковые. Мало того, даже разные участки одной детали (скажем, поршня) нагреваются неравномерно. Горячий поршень в работающем двигателе отли­чается от «чертежного» и размерами, и формой. А холодный, при комнатной температуре, не настолько круглый, как нам кажется: конструк­торы учли, насколько и как он будет менять размеры при работе, и несколько упредили сей процесс. С блоком цилиндров, голов­кой блока - та же история.

Следующая тема - взаимодействие разных материалов. У каждого свой коэффициент температурного расши­рения. Эти тонкости тоже учитывают при расчете зазоров, необходимых при сборке.

Как вы поняли, любые нагрузочные режимы работы двигателя тесно связаны с определенным полем температур его деталей. Обычно ориентируются по тем­пературе охлаждающей жидкости: если она в норме, детали обязаны работать штатно. А вот в прочих, переходных режимах зазоры могут и отличаться от оптимальных. Долго гонять двига­тель в таких режимах не рекомендуется: деталям грозит повышенный износ. Скажем, медленный прогрев под окнами дома вредит не только жильцам, но и кошельку владельца.

В первые секунды холодного пуска зазоры избыточные - и кратковременные стуки естественны. Но у холодного масла повышенная вязкость, оно несколько сглаживает шум. Конечно, последний зависит еще и от степени износа деталей, исправности и регулировки зажигания, питания и газораспределения.

Заметим: с рабочими режимами двигателя на некоторых авто свя­заны другие системы. Так, владельцы машин с ГУРом порой сетуют на стуки в рулевом механизме, когда двигатель выключен. Но они естественны: насос гидроусилителя не работает, масло в усилитель не поступает. Зачем сей­час крутить руль? Похожая картина - с гидрокомпенсаторами клапанов ГРМ. Если они изношены и масла не держат, ГРМ будет стучать. Но очень часто стуки слышны лишь в начале прогрева двига­теля. Стоит ли паниковать?

При работе исправной машины аномальных шумов не должно быть.

С режимами иногда связаны анекдо­тические ситуации. Мой знакомый долго ловил «дятла», который оживал снизу машины лишь после хорошего прогрева. А все оказалось банально: длиннющая система выпуска, раскалившись, подрас­тала на несколько миллиметров - и глу­шитель доставал до бампера.

Шарниры в других системах автомо­биля, включая ШРУСы приводов колес, чаще всего смазывают консистентными материалами. Технология завещана дедами и описана в руководствах по обслуживанию автомобилей. Но есть и такие шарниры, стуки в которых должны сразу настораживать, - скажем, шаровые опоры подвески и ее резиноме­таллические шарниры (сайлент-блоки). А также всевозможные шаровые пальцы тяг рулевой трапеции.

Шаровые опоры подвески так нагружены тяжестью машины, что «заговорить» о проблемах на мало-маль­ски приличной дороге не имеют права. Застучали? Марш в ремонт! Ни в коем случае не должны ни стучать, ни скри­петь и сайлент-блоки. Их «зазоры» заполнены эластичной резиной, реша­ющей все проблемы. Шум в них непри­емлем. Если появился - это признак ско­рой беды. Что касается шаровых пальцев тяг трапеции, они поджаты пружинами с большой силой, исключающей стуки. Послышались - опять-таки в ремонт!

В общем, шутка «хороший стук наружу вылезет» ободряет лишь до поломки, а не после. И это верно не только для перечисленных нами мест. Вспомним, например, шлицевые соеди­нения на стыках валов трансмиссии. Взаимной подвижности частей вроде бы нет, смазывать их как будто не требу­ется, нагрузки инженерами рассчитаны - почему же у многих изнашиваются, стучат?

автосервис в новокузнецке
автосервис в новокузнецке
Шлицевой вал и муфта многострадального «Корейца». Рыжий налёт - от окислов железа.Такими стали шлицы привода колеса «японки». Даже продукция с высочайшей репутацией без смазки гибнет ...

Вот первый пример. В полнопри­водном корейском кроссовере уже к 30 тысячам стала постуки­вать трансмиссия, прежде всего при старте. Владелец обратился к дилеру, а в ответ услышал обычную отговорку: «Люфты и шумы - в пределах нормы». Но что считать нормой и как дока­зать дилеру, что он не прав? Пока шли споры, стук всё усиливался. В конце концов хозяин показал машину нам: в соединении одного из приводных валов трансмиссии с муфтой люфт огромный, шлицы наполовину съедены.

Виноваты оказались не только нагрузки, но и кор­розия. Более того, возможно, что она была в этой истории первопричиной. При сборке машины на заводе шлицы просто не смазали! А сталь, не защищен­ная смазкой, да еще в процессе трения шлицев, быстро ржавела и всё интенсив­нее изнашивалась.

Неужели и на дешевой смазке кто-то экономит?

Разбирать всю коробку не стали. По люфтам других валов было понятно, что они не лучше - скоро агрегат превра­тится в металлолом. Но так как машина еще на гарантии, мы выдали хозяину нужные бумаги, приложили фотоснимки.
Чем кончится разбирательство в суде, предсказать, однако, не рискну.

Даже если больших взаимных перемещений деталей не предусмотрено, смазка шлицам не вредит. Зазоры между ними не нулевые, поэтому неизбежны как минимум микроперемещения - от различных вибраций, ударов, толчков в трансмиссии. А поскольку они сопровождаются передачей значительных усилий, рабочие поверхности изнашиваются - особенно те, что вовремя не смазаны. Вдо­бавок оголенный металл быстрее подвергается коррозии. Такова плата за пренебрежение смазкой еще при завод­ской сборке узла: ведь ее пополнение в дальнейшем часто оказывается запоздалой мерой.

Второй пример. Человек жил, сле­дуя лозунгу: «Пока «японка» ездит, не мешай ей - она не ломается». Стучит? Ну и пусть. Однако стук всё усиливался. И едва хозяин с ним свыкся, машина вдруг раскорячилась прямо посреди дороги: сломался привод правого колеса. Когда машина попала к нам, привод разобрали: оказалось, шлицевой конец вала ШРУСа провернулся в муфте промежуточного вала. Тут шлицам и конец пришел. А причина та же, что у «корейца»: здесь мы тоже не нашли даже следа смазки!

Хотя упоминать советский опыт - только гусей дразнить, все же не смолчу. В тогдашних сервисных книжках пере­числялись самые разнообразные работы, в том числе смазка подобных соедине­ний. Поэтому мы при ремонте действуем по старинке: смазываем шлицы, не боясь иронических взглядов передовиков современного производства.


Категория: Мои статьи | Добавил: Редактор (03.03.2014)
Просмотров: 862 | Теги: регулировка, Зажигание, двигатель | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Имя *:
Email *:
Код *: